Термометр

В данной статье описывается цифровой термометр на базе микроконтроллера (МК) ATtiny2313-20SU с внешним датчиком температуры DS18В20. Данный датчик снабжает точность измерения 0,5°С в диапазоне -20+80°С (рабочий диапазон -55+125°С).

Данные в МК передаются по однопроводному интерфейсу 1-Wire. Перед тем как отправится подробное описание моего устройства, разглядим преимущества и недочёты цифрового термометра.

Недочёты: считается, что цифра затрудняет восприятие и отвлекает от управления авто, не смотря на то, что на иномарках уже спидометры цифровые и ничего ездят как-то . Нет информации о рекомендуемом диапазоне температур, но мы так как также не дураки — на подмышечном термометре также нет зелёной территории:))). Цифры красные, мало портят неспециализированный дизигн панели, но меня он и без того не воодушевляет, а индикаторы возможно и зелёные поставить.

Преимущества: сейчас наконец-то известна настоящая температура двигателя с точностью 1ºС (определяется числом разрядов индикатора), не смотря на то, что некоторым и стрелочный прибор не нужен, хватило бы лампочки перегрева. Известно, при какой температуре заводится ваш автомобиль, виден процесс прогрева двигателя, температура открытия термостата, включения электровентилятора, все отклонения в совокупности охлаждения (и возможно кроме того пониженное октановое число бензина, в случае если у вас впрыск с датчиком детонации).

Цифры светятся и их видно под любым углом, кроме того снаружи автомобили. Пара дополнительных фишек: звуковой сигнал при перегреве, диагностика обрыва и КЗ на массу провода датчика.

Разводка платы сделана в Sprint Layout 5.0 rus, дистрибутив (5Мб) имеется в инете.

Термометр

Плата изготовлена по утюжной разработке, элементы SMD, не считая индикаторов и кварца (DA04-11SRWA). Типы, номиналы остальных элементов видны на схеме.

Транзисторы каждые, соответствующей полярности и с током не меньше 200мА, стабилизатор напряжения самый ходовой L78M05ABDT. Зуммер с встроенным генератором любой на 5В, я применял HCM1206Х. Остальные элементы кроме этого обширно распространённые.

Кондюки около стабилизатора лучше поставить большей емкости на порядок, но возможно и такие. Выход HL идёт на сигнализатор перегрева (у меня параллельно ему висит зуммер на 12В), в случае если у вас его нет, то транзистор возможно не паять.

Затраты на радиодетали 200-300руб.

Программа написана в среде Algorithm Builder v.5.20 (http://algrom.net). Это прога легко супер, благодарю автору Геннадию Громову, всем советую.

Без регистрации она трудится с проектами до 1К слов, у меня до тех пор пока 685 слов.

Контроллер впаян в плату, к ножкам внутрисхемного программирования припаян шлейф с разъёмом для программатора, схема программатора в описании среды (я спаял пассивный и деятельный USB программатор). Кварц использован на 8МГц.

Но возможно поставить любой из последовательности: 1 — 20 МГц, при условии корректировки пауз в программе. Термодатчик подключается к плате тремя проводами: +5В, земля и данные.

Порог срабатывания звукового сигнала перегрева — 102 градуса, в случае если нужен второй, смените константу в проге.

Электрические хар-ки: Uпит. = 8-30В, Iпот. = 30-130мА, протяженность провода датчика до 100м.

Метод работы устройства:

  1. Главный режим — отображение температуры, период обновления показаний датчика раз в 750мсек.
  2. При обрыва провода данных термодатчика либо отсутствия ответа от него, загорится надпись «ОБР». При замыкания линии данных на массу «Еrr».

Мало о программе. Попытался напихать побольше пояснений на русском. Это чтобы вы попытались разобраться в программе и вероятно улучшили её.

Реализовано программный гистерезис и округление показаний датчика, проверка контрольной суммы (CRC8).

Термометр закреплён в RARовской приборке на месте родного датчика на двух 15мм стойках.

Для проводов в плате приборки проточено отверстие, провода распаяны на дорожки и залиты лаком (возможно для ногтей). Дополнительный массовый провод протянут из моторного отсека и подключен к штекеру неиспользованной цепи лампочки пристёгнутых ремней безопасности.

Самое сложное для меня было отыскать кусок мрачно красного оргстекла J, искал полгода, но чёрного так и не отыскал, было нужно изнутри около индикатора всё закрасить тёмным перманентным маркером. Стекло закреплено мелкими саморезами.

Датчик температуры для F3R было нужно точить самодельный, родной было жалко портить. Сделали как и оригинал из двух подробностей: алюминиевый корпус с запрессованным датчиком, в него ввёрнута крышка из термостойкой пластмассы. Всё залито герметиком, провода выведены наружу.

Уникальный разъём не отыскал, было нужно приспособить разъем от датчика холла. Как продемонстрировали натурные опробования алюминиевый корпус датчика трудится как радиатор, отдавая тепло в моторный отсек и занижая температуру ОЖ.

Исходя из этого в алюм. болванке были просверлены отверстия для проводов, а сам датчик приклеен через текстолитовую прокладку с внешней стороны корпуса клеем ВК9.

Предстоящая эксплуатация продемонстрировала ненадёжность этого решения. Из-за различного коэффициента температурного расширения появилась антифриз и микротрещина мало (капля в сутки) просачивается из датчика.

на данный момент буду делать новый датчик на базе четырёхконтактного VAG.

Обладателям автомобилей с уфимским либо вазовским моторами датчик возможно изготовить по рецепту Альфа, лишь неспециализированный провод я бы советовал тащить вместе с +5В и сигнальным проводом на индикатор, так надёжнее. Окунуть датчик в расплавленный припой также достаточно смело, я бы на это не решился, возможно залить холодной сваркой.

Второй месяц проводятся ежедневные опробования данной конструкции. Увидено пара недостатков, во первых при перегреве не срабатывает зуммер, необходимо доработать программу, во вторых при заводке двигателя время от времени загорается надпись «Err» (тухнет лишь выключением/включением зажигания), вероятно замыкаются контакты в датчике, подмоченном антифризом.

Датчик будем делать новый. В то время, когда будет тепло, модифицируем программу контроллера. А в остальном всё трудится, весьма комфортно смотреть за прогревом мотора.

К примеру сейчас с -8°С, до +30°С прогрелся за 180 секунд, возможно ехать не опасаясь за ресурс двигателя. Рабочая температура мотора зимний период 75-80°С, больше не прогревается.

Сделать данный девайс я решил по окончании прочтения статьи Альфа http://club.azlk.ru/index.php3?mode=memberpageuserid=69929 про подобный термодатчик. В его статье про электронный спидометр детально продемонстрирована разработка изготовления печатной платы.

Сори за фото, фотоаппарата как в большинстве случаев под рукой не было, кое-какие вещи щёлкал мобилой.

P.S. Кое-какие вероятно зададутся вопросом, а из-за чего в заголовке написано v.3?

Отвечаю, v.1 это термометр с расходомером горючего (для вспрысковых автомобилей), v.2 термометр с тахометром в одном флаконе. Первый был дан товарищу, москвичеводу для опробований, в каникулы давал слово его врезать в торпедо собственного москвича.

Второй валяется на столе, для переключения режимов работы на нем стоит кнопка, под неё я не захотел курочить собственную панель устройств.

P.P.S. Имеется желание сделать полноценный бортовой компьютер с диагностикой датчиков ЭБУ.

Но нет информации по протоколу обмена с мозгами SIEMENS FENIX 5 (как раз таковой стоит на F3R), в случае если имеете что-либо по этому вопросу, пишите в личку.

Электронный термометр с выносным датчиком


Вы прочитали статью, но не прочитали весь журнал…

Читайте также: